Новости регионов

Новости образования

Гуманистическое образование сегодня. Комментарии эксперта

Эксперт - Демахин Александр Александрович

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России - 2012», учитель мировой художественной культуры МОУ "Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского" Московской области, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель театра-студии «Пространство», кинокурса «25 кадр», драматург, лауреат премий «Действующие лица», «Триумф», студент режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская С. Женовача).



 

Комментарий по теме:

«Пушкин – наше всё», «Пушкин – солнце русской поэзии», «Роман Пушкина – энциклопедия русской жизни» – так привычно и ровным счетом ничего не будоражаще звучат темы, из году в год кочующие по школьному преподаванию классика нашей литературы. И в результате этого для 95 процентов населения этой страны Пушкин так и остается никого не греющим солнцем.

Возникает вопрос: как все вышеописанное связано с жизненным пространством подростка? Как работает с актуальными для него, в этот момент его жизни ценностями? Не делит ли он надвое  – свою жизнь и жизнь «урочную», не воспринимая их как единое целое, когда происходящее на уроке становится – жизненным событием?

Ведь если понимать в качестве основной задачи школьной педагогики (и в этом ее коренное отличие от ступени высшего образования) формирование и развитие личности человека, то всякое действие – особенно в таком предмете, как литература, каждый день, каждый урок выходящем на разговор о человеке – должно бы этой задачей поверяться.

В эпоху, когда дети с трех лет нажимают кнопки на компьютерной клавиатуре, когда грубость восприятия становится одной из основ цивилизации (это вообще интересно – как прогресс ХХ века рука об руку движется с упрощением восприятия окружающего мира), важнейшей задачей преподавания искусства в школе становится именно осознанная работа по формированию чуткого восприятия – зоркого глаза, чуткого уха, тонкой кожи. Человек, так существующий в своем жизненном пространстве, – вот он, счастливый воспитанник развивающей личность школы.

Приращение своей личности, а через это приращение мира – такая скромная задача стоит, на мой взгляд, перед гуманистическим образованием в школе.

 

Гуманистическое образование сегодня

 


13 ноября 2012 06:28 Мария 
служащий, Россия Добрый день! Сейчас на всех уроках призывают использовать компьютеры и другие средства ИКТ, что у каждого ученика на уроке должен быть планшет, электронный учебник, прямой доступ к сети Интернет. Ваше мнение?

19 ноября 2012 12:50

Всему свое время и место. Да, без этого нам сейчас не подготовить выпускника, готового включиться в преобразование современного мира. Но в зоне нашей ответственности и обладание ученика способностями живых связей с живым, невиртуальным миром. Так что тут нужна соразмерность - включать компьютер тогда, когда без него не обойтись.


12 ноября 2012 18:40 Николай 
родитель, Новосибирск Александр Александрович, а как Вы считаете, введение нового предмета, Основы религии сможет ли изменить сложившуюся ситуацию?

19 ноября 2012 12:51

Если говорить о курсе "Основы мировых религий" - думаю, да. Сужу по собственному опыту, у меня такой курс в школе был. Религия - одно из важнейших человеческих "измерений мира", познания себя, и важно включать ребенка в контекст опыта мировых религий. Но без назидательности и начетничества.


12 ноября 2012 18:35 Марк 
работник сферы образования, Новосибирск Вот Вы говорите: "важнейшей задачей преподавания искусства в школе становится именно осознанная работа по формированию чуткого восприятия – зоркого глаза, чуткого уха, тонкой кожи". Но как именно нужно решить эту задачу, на Ваш взгляд наиболее правильно?

19 ноября 2012 12:52

Перестать думать, ЧТО должны понять, а задуматься о том, КАК дать инструменты для восприятия, понимания, интерпретации. И, конечно, искусство, на мой взгляд, нуждается в большем присутствии в школе, не на обочине "дополнительного образования".


12 ноября 2012 15:07 Ольга Петровна 
работник сферы образования, с. Кипарисово Приморский край 
СОШ №9 Александр Александрович, считаете ли Вы нужным введение такого предмета (спецкурса) основы гуманизма? Может быть в вашей школе такое есть?

19 ноября 2012 12:52

Нет, не считаю. Кто его будет вести? Это как с основами православной культуры - материя тонкая. Надо в соответствии с этими идеалами выстраивать школьное пространство в целом, так жить самим. Это будет действенней, на мой взгляд.


12 ноября 2012 13:54Ольга 
прочее, Александр Александрович, на Ваш взгляд - гуманистическое образование и ценности - это сфера деятельности школьного образования?

19 ноября 2012 12:55

Да. Но ни в коем случае не в смысле насаждения идеологии или затверживания красивых фраз, а именно как создание среды, функционирующей по этим принципам: чтобы личность росла в таких условиях. Не слова говорить об этом, а именно создавать ситуации и мотивации.


12 ноября 2012 13:02 Виктория Какие нестандартные приемы и методы Вы используете для привлечения к изучаемой теме учащихся?

12 ноября 2012 13:02

Разные. Урок должен происходить "здесь и сейчас", быть живым. Метаморфозы пространства: не только парты и стулья в ряды, а самые разные конфигурации и места. Использование творческого потенциала ИКТ, когда каждый может реализовать свой замысел. А иногда нужно просто сесть в круг и почитать вместе книжку.


12 ноября 2012 13:02 Ирина Как Вы относитесь к введению в некоторых школах курса «Предпринимательство»?

12 ноября 2012 13:02

Пусть будет, как один из элективных курсов. Хорошо бы для старших классов, как помощь в профессиональном самоопределении, а не в пятом классе. И конечно, хотелось бы, чтобы параллельно с этим существовали и другие курсы, связанные с развитием мышления, исследовательской деятельностью, творческие мастерские.


11 ноября 2012 06:04 Хапицкая К.И 
работник сферы образования, Александр Александрович, как вы считаете - сегодняшнее образование можно назвать в полную силу гуманистическим образованием?

19 ноября 2012 12:57

На мой взгляд, нет. Ведь для этого в центр мы должны поставить личность человека, ученика, который при помощи школы входит в мир человеческой культуры. И следует сверить все наши практики с этой целью. Но надо помнить и о том, что абсолютный идеал недостижим, а нам нужно только стремиться к нему.

 


Читайте также:
"Виртуальный детский сад"
6 декабря 2012
Апробация программы "Виртуальный детский сад"
6 декабря 2012
Виртуальный детский сад
6 декабря 2012
Объявлены победители Всероссийского конкурса СМИ "PRO Образование - 2012"
26 ноября 2012
Новости-школ.рф
23 ноября 2012
Онлайн-конференция «Современное школьное оборудование: способствует ли оно повышению качества образования»
22 ноября 2012
Онлайн-конференция «Как установить контакт с учеником»
22 ноября 2012
Заседание Общественного совета Минобрнауки России, 13 ноября 2012 года
21 ноября 2012
Анонс ММПЦ: ток-шоу «Открытая школа» об участии родителей в управлении образованием
21 ноября 2012
Подведены итоги Всероссийского конкурса СМИ "PRO Образование - 2012"
21 ноября 2012
Записать детей в первые классы московских школ можно с 15 декабря
20 ноября 2012
Владислав Редюхин: достаточно ли директора взращивать изнутри?
14 ноября 2012
Общественная палата предлагает запретить преподавателям репетиторство с собственными учениками и студентами
14 ноября 2012
Профессиональная оценка качества программ профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО)
12 ноября 2012
Рособрнадзор проведет экспериментальную аттестацию девятиклассников
9 ноября 2012
[ Архив » ]

Новое на сайте

Голосуем!

Помогает ли школа определиться с будущей профессией?

Голосовать
Просмотреть результаты

Точка зрения

Предложите собственный вариант ответа или просто выскажите свою точку зрения по теме голосования.

Высказаться    Все мнения


Яндекс.Метрика

 
На главную Карта сайта Пишите нам
 

© 2006-2011 Агентство гуманитарных технологий
© Дизайн, реализация и сопровождение: ООО "Бимоби"
© Технологическая платформа: Bemobi