Новости регионов

Новости образования

Владислав Редюхин: достаточно ли директора взращивать изнутри?

В профиле участника Всероссийского интернет-педсовета Владислава Ивановича Редюхина (ВИР) можно прочитать: консультант по управлению, организационному развитию и социальному проектированию, эксперт по социальному партнерству, оценщик социальных проектов, учитель физики-математики.

В его более подробном резюме указано столько направлений и специальностей, что легко потеряться и даже слегка растеряться. Но нигде не обозначено, что Владислав Иванович много раз был директором, а с начала 80-х  до 1989 года - директором московской математической школы №429. Именно с этого факта мы и начали разговор по скайпу, в которым ВИР хоть и как всегда  «удерживал рамки», но  без рефлексивных  схем, ограничиваясь  визуальными картинками.  Повод для разговора - сегодняшние дебаты на 13-м Всероссийском интернет-педсовете по теме «Директор школы. Назначаем? Выбираем? Выращиваем?»

     - Вас назначили на должность? каким образом вы стали директором?

-Я пришел   в эту школу в 76-м и не сразу, но захотел стать директором.  Будучи молодым и задорным, я вытворял вместе с детьми такое, что у нас не всегда получалось, вот я и думал: - эх, вот если бы директором был я...!Дело в том, что это была добротная «сталинская» школа, По иному и быть не могло, так как сорок лет с начала 40-х ее возглавляла, светлая ей память,  Герой социалистического труда, Кавалер двух  орденов Трудового Красного знамени и двух орденов Ленина  Марья Васильевна Гоголева. Работать с ней было интересно, но необычайно трудно.  Она была лично знакома с Крупской, Луначарским, Хрущевым, всеми советскими министрами образования СССР.  Ну, захотел стать директором и стал… Сначала был председателем профкома. Потом пришлось взяться за  капитальный  ремонт… Кто тянет, на того и наваливают… Как-то незаметно произошло, что на 82-м году жизни  Марью Васильевну, решением ЦК КПСС отправили на пенсию. Так я стал директором…. Только Любовь Петровна Кезина (тогдашний руководитель управления образования - прим.) сказала, чтобы я сбрил бороду   - Сбрили?

- Ну, вот еще….  Я и волосы до плеч отпустил, в ответ на то, что учителя требовали от детей короткой стрижки….  Демократия в щколе, привыкшей к советским традициям, началась еще до перестройки…  Я и учителем, и классным руководителем, и директором был очень неудобным для начальства..

-И все же вас назначили?

- Так больше других кандидатур внутри школы не было  Возраст  педагогов был уже достаточный… А назначить «чужака»  в коллектив  педагогов, сложившийся десятилетиями с стороны невозможно… У многих в  трудовой книжке была одна единственная запись, датированная концом сороковых годов.

Я считаю , что с случае не новостройки, а схожей ситуации единственно правильным, когда директора взращивают изнутри. В те годы при приемке школы сдавали списки кадрового резерва на все ключевые должности -  и на директора , и на завучей, и на секретаря парторганизации, и на председателя профкома.  Так что все, и дети, и родители, и педагоги заранее знали,  «ху из ху»  в школе сегодня, и кто будет завтра. Это обеспечивало и преемственность, и создание традиций в школе…. Причем все это было  спущено сверху и обязательно для всех школ.

-Ну, по-моему, кадровый резерв среди молодых есть и сейчас.

- Возможно, и есть сейчас, как добрая воля и отдельная  инициатива. Но у нас это было нормативно и массово. Вон Марья Васильевна меня сколько лет как холила и  лелеяла,  - после уроков сажала рядом и я часами  смотрел, как она работает.  Опыт неоценимый   -На ваш взгляд, почему идея наставничества сейчас не работает? почему возникла сама идея выборности директора? с чем это связано?

На мой взгляд, это связано с тем, что  должность директора стала если не престижной, то, по крайней мере,  высокооплачиваемой. Раньше на должность директора никто особо  не рвался. Понятно, что это   собачья работа-с утра до ночи в  школе, круглосуточно на взводе. Правда, она и сейчас осталась собачьей, но зато  это и финансы, и доступ к власти,  что для определенного типа людей является очень важным. Являясь, хотя бы по закону и номинально «хозяином школы» умный директор всегда найдет возможность и ЕГЭ с ФГОС соблюсти, и деньги заработать, что в школе  сегодня удержаться.

-И какой сегодня остается?

-Не обязательно тот, тот, кого вынянчили, вырастили через наставничество, через естественный отбор, а тот, кто угоден начальству.  И чем умнее, самостоятельнее и автономнее человек, тем труднее с ним начальству работать. Поэтому на должность наверху  сначала выбирают, кандидатуры обсуждают, мысленно назначают, а уж потом вокруг этого начинается имитация этого выбора и псевдодемократический антураж. Это неизбежно при нынешней ложившейся ситуации и правильно, на мой взгляд.    -Как правильно? А как же «честные» выборы?

Правильно относительно ситуации потому,  что  у начальника директора есть свой начальник.  И он отчитывается перед своим начальником не  своей собственной деятельностью (ее сегодня никто не оценивает) а деятельностью   директоров и учителей… Если директор не управляем «сверху», то это угроза для всей вертикали власти.     Ведь то же самое происходит с губернаторами, мэрами, со всеми властными «выборными» должностями. А у директора не очень сильная власть, но все же власть. А власть по нашей сложившейся в последние десятилетия традиции выбирают такую, какую нужно. Нужно для  сохранения существующей системы управления.

-Получается, что директор не свободный человек? зависимый?»двурушный»- и вашим, и нашим?

-Он всегда чей-то человек. Назначенный. Но обсуждать нужно не ситуацию выборов, а ситуацию смены директоров  как возможной смены типа управления. Ведь  возникает  вопрос- а куда и почему делся предыдущий директор? В зависимости от анализа этого вопроса и нужно принимать решение.  У школы с детьми, учителями, родителями, как  и у любого живого и мыслящего организма есть своя «зона ближайшего развития».   Одни школы и их коллективы готовы к инновациям, другим нужна «твердая рука», для третьих главное, чтобы ничего не менялось…  Назрела ситуация или нет?  От этой диагностики готовности к переменам и зависит  какой директор, с какими моделями системы управления нужен, а уж потом,  - как его к власти привести…   Это даже не вторично, а третично….   Выборы тут совсем не причем.

-А после смены директора, что, на ваш взгляд, может произойти?

-Да при существующей системе управления  ничего не изменится. Отобранный властью и назначенный, даже через выборы  властью человек в любом  случае будет делать то, что ему говорит государство. Общественные структуры не имеют власти, управляющие советы- это фикция. «Профессиональный  папа»,   родитель с ВИПа Павел Юрьевич Максименко не смог работать в управляющем совете школы,  в которой  учатся его дети. Все как было, так и останется - для учителей, родителей, детей. Придут другие управленцы  но мало что изменится. Есть сильные директора, удовлетворяющие власть.  Но мало быть угодным власти, надо врасти еще в директорский корпус своих  коллег.

- Выходит, «сильный директор» -  тождественно «удовлетворяющий власть»?

- Слова окрашиваются личным смыслом тех, кто их произносит. Для государства  «сильный директор» - это тот, кто неуклонно реализует государственную образовательную политику. «Сильный директор» для родителей-  тот, у которого не забалуешь, у которого порядок, «сильный» для учителей – тот, у которого хорошо работается, для детей «,сильного директора» совсем нет - они воспринимают директора не как главу администрации, а как «первого среди равных».

- Но все же, как выращивать директоров? что нужно для того, чтобы работало сообщество директоров?

-Профессиональное сообщество директоров  может становиться только на совместной разработке нового содержания управления…  Что самое страшное для системы – потеря управляемости, ведущая к хаосу и разрухе… Виды устойчивости наперечет…  Тонкая трость-подгонялка вертикали власти не может долго сохраняться…  Незыблемая пирамида власти, как это было с КПСС ветшает и  рассыпается…  Есть еще устойчивость волчка, юлы, гироскопа … Помните, как Ельцин постоянно  менял свое окружение перед  уходом . А в вальдорфских школ директорами становятся по очереди все учителя, меняясь каждый год… Но есть еще один вид устойчивости, появившийся в третьем тысячелетии… Это СЕТЬ…Управлять сетью невозможно, а вот становить сети отношений и строить мульти-сети как их сшивку интересов многообразных участников образовательного процесса, происходящего не только внутри школы – этому можно научиться. И директорам, и их начальникам  Кто сети строит, тот ими и пользуется.

- Вы были успешным директором?

-Я был сетевой… Как и сейчас, - старая «социальная сваха»…Для меня успешность - в отношении детей.  Успешный директор тот, кто задает уклад жизни школы. Для меня было важно не только то, как свои ученики друг  к другу относились. Но и чужие.  Школа  была в непростой среде  района «Соколиная гора» единственная, в которой никогда не били  в окнах стекла… Просто Редюхин всех в школу пускал. И на вечера, и на дискотеки.  И детей,    и  всякие образовательные инновации   Ни минуты не сомневаюсь в словах ВИРа и представляю, как он пускает всех «чужих» детей  и взрослых  к себе в школу и на ее территорию, удерживая все  рамки так, что стекла не бьются, дети не дерутся, и  атмосфера между учителями в школе добрая и рабочая – такая, какая должна быть при директоре, который сам захотел им стать и стал.


Читайте также:
"Виртуальный детский сад"
6 декабря 2012
Апробация программы "Виртуальный детский сад"
6 декабря 2012
Виртуальный детский сад
6 декабря 2012
Объявлены победители Всероссийского конкурса СМИ "PRO Образование - 2012"
26 ноября 2012
Новости-школ.рф
23 ноября 2012
Онлайн-конференция «Современное школьное оборудование: способствует ли оно повышению качества образования»
22 ноября 2012
Онлайн-конференция «Как установить контакт с учеником»
22 ноября 2012
Заседание Общественного совета Минобрнауки России, 13 ноября 2012 года
21 ноября 2012
Анонс ММПЦ: ток-шоу «Открытая школа» об участии родителей в управлении образованием
21 ноября 2012
Подведены итоги Всероссийского конкурса СМИ "PRO Образование - 2012"
21 ноября 2012
Записать детей в первые классы московских школ можно с 15 декабря
20 ноября 2012
Гуманистическое образование сегодня. Комментарии эксперта
19 ноября 2012
Общественная палата предлагает запретить преподавателям репетиторство с собственными учениками и студентами
14 ноября 2012
Профессиональная оценка качества программ профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО)
12 ноября 2012
Рособрнадзор проведет экспериментальную аттестацию девятиклассников
9 ноября 2012
[ Архив » ]

Новое на сайте

Голосуем!

Помогает ли школа определиться с будущей профессией?

Голосовать
Просмотреть результаты

Точка зрения

Предложите собственный вариант ответа или просто выскажите свою точку зрения по теме голосования.

Высказаться    Все мнения


Яндекс.Метрика

 
На главную Карта сайта Пишите нам
 

© 2006-2011 Агентство гуманитарных технологий
© Дизайн, реализация и сопровождение: ООО "Бимоби"
© Технологическая платформа: Bemobi