Новости регионов

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы

ФЦПРО 2011 – 2015: сущность, новизна, направления

Набирает обороты новая Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО 2011 – 2015), утвержденная в феврале этого года постановлением Правительства РФ. Она продолжает завершившуюся в прошлом году ФЦПРО 2006 – 2010, однако отличается от нее в некоторых существенных частях. В чем заключаются эти отличия, каковы основные задачи программы? Разобраться в этих и других вопросах нашей редакции помог Заместитель директора Департамента федеральных целевых программ и проектов МОН РФ Дмитрий Юрьевич Гужеля.

 Особенности ФЦПРО 2011-2015

Обеспечение доступности качественного образования (основная цель программы) будет достигаться за счет большего охвата (все уровней образования) и учета наработанного за прошедшие пять лет опыта. Предыдущая программа позволила найти архимедову точку опоры, нынешняя станет рычагом, задача которого не перевернуть, но поднять систему образования на новый уровень.

  • охват всех уровней образования (включение дошкольного образования, начального, среднего профессионального, а также дополнительного образования);
  • ориентированность программы на субъекты Российской Федерации (выделение субсидий субъектам Российской Федерации, активное вовлечение в проекты программы региональных учреждений всех уровней образования);
  • включение ряда мероприятий, направленных на социализацию детей с ограниченными возможностями.

Охват всех уровней образования

Данный аспект является, вероятно, наиболее существенным. Если в фокусе внимания ФЦПРО 2006 – 2010 находилось, в основном, общее и высшее профессиональное образование, то новая программа учитывает также начальное и среднее профессиональное, дошкольное, дополнительное, а помимо этого, имеет широкий функционал, посвященный оценке качества образования.

Субсидии субъектам

Субсидии регионам – принципиально новый механизм ФЦПРО, направленный на поддержку четырех основных аспектов региональных программ развития образования:

общего образования (в том числе ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», нацпроекта «Образование»);

  • дошкольного образования;
  • социализации детей;
  • системы профессионального образования субъектов РФ.

Дошкольное образование и общее образование (Задача 1)

Широкое распространение получат новые формы дошкольного образования, например, система стимулирования альтернативы традиционным детским садам, дефицит которых приобрел всероссийский характер. Речь идет, например, о развитии частных семейных мини-садиков, когда неработающая мама, имея соответствующее образование и достаточную жилплощадь, проверенную санэпидемстанцией, в придачу к своим детям сможет принимать на дневное содержание еще нескольких детей и получать доплату от государства. Такие формы достаточно давно используются в субъектах РФ. Семейные группы хорошо развиты, например, в Татарстане, где семьи берут под присмотр чужих детей, занимаются с ними, проходят, в частности, предшкольную программу.

Что касается традиционных детских садов, то в них будут создаваться группы подготовки к школе для «домашних» детей, т.е. таких, которые воспитываются дома. Основная задача – развитие и распространение моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех нуждающихся и полный охват дошкольным образованием всех детей старшего дошкольного возраста.

Субсидии на модернизацию дошкольного и общего образования

Как распределять субсидии? Как определить, кому они нужнее и где они принесут максимальный эффект? Для решения этого вопроса среди субъектов РФ проводится конкурс проектов, посвященных разработке или развитию образовательных методик. Представленные проекты определяют направления и механизмы развития, а также - критерии результативности. Победители конкурса в течение трех лет получают федеральные субсидии на реализацию этих проектов. Диапазон субсидий велик – от 20 до 180 млн. рублей и зависит от ряда показателей:

  • принадлежность региона к числу донорских или дотационных,
  • сумма, которую сам регион готов потратить на реализацию проекта (региональное софинансирование);
  • количество образовательных учреждений и учащихся в регионе.

Так, благополучный «нефтяной» регион, имеющий заведомо больше собственных возможностей для развития, получает из федерального центра меньшую сумму, чем регион дотационный, а густонаселенный обширный край – большую, чем небольшая область. Такая система субсидирования направлена на выравнивание возможностей для развития образования вне зависимости от экономической успешности регионов.

Стажировочные площадки

Основное назначение предоставляемых субсидий - организация стажировочных площадок как центров роста и дальнейшего распространения позитивного опыта. Субъект в рамках разработанного конкурсного проекта определяет наиболее сильные направления, развиваемые, соответственно, на базе перспективных образовательных учреждений. На полученные по субсидии деньги стажировочные площадки закупают оборудование, разрабатывают и совершенствуют методики, обучают специалистов, оснащают партнерские учреждения, выступающие в качестве «приёмников» новых методов и подходов. Важная задача работы стажировочных площадок состоит в том, чтобы подготовить как можно больше специалистов-тьюторов, которые затем смогут передать опыт и навыки другим педагогам, в том числе по проектированию новых моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования, учитывающих социокультурные и природно-климатические особенности территорий.

Ключевой идеей данного подхода является формирование методик и образовательных программ на уровне самих регионов, с учетом местной специфики и задач, разумеется, с ориентацией на общефедеральные образовательные стандарты и требования.

При этом следует помнить, что стажировочные площадки – не самоцель, а лишь механизм, обеспечивающий на всей территории Российской Федерации современное качество общего образования.

Кроме того, модернизация дошкольного и общего образования в рамках ФЦПРО предполагает значительное расширение работ, связанных с социализацией детей. При этом ставится амбициозная задача совершенствования и распространения на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей. Речь идет не о привычном понимании социализации как психолого-медико-социальной реабилитации и педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, а значительно шире – обеспечение социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями. То есть, целевая группа - не только дети с ОВЗ, но и одаренные, талантливые дети, которые также нуждаются в особом отношении, индивидуальных образовательных маршрутах.

В этой связи в рамках ФЦПРО будут реализованы проекты, предусматривающие использование новых ИКТ в управлении качеством дошкольного и дополнительного образования, формирование системы взаимодействия вузов и школ, в том числе открытие центров при ведущих университетах, создание сети дистанционных центров при национально-исследовательских университетах.

Начальное и среднее профессиональное образование (Задача 2)

Особое внимание в рамках программы ФЦПРО 2011 – 2015 уделено развитию начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).

До недавнего времени судьба образовательных учреждений этого уровня решалась, как правило, ими самими, с большим или меньшим успехом. В основной своей массе они находились в ведении региональных властей, которые слабо участвовали в их развитии. Отсутствие ориентации на нужды работодателей, устаревшее оборудование, плачевное состояние материальной базы стало аутентичными признаками значительной части российских НПО и СПО. Порядка 80% выпускников таких учебных заведений выходили «в никуда», не имея гарантий трудоустройства, уровень квалификации самих молодых специалистов зачастую был недостаточен для допуска к работам на современном производстве. Менее 25% учреждений НПО и СПО имели договоренность с работодателями о подготовке рабочих для работы на их предприятиях.

Одной из ключевых форм развития НПО и СПО также являются предоставляемые на конкурсной основе субсидии, однако, в данном случае они играют не только «поддерживающую», сколько организующую роль. Субъект рассматривается как отдельная единица, выбирающая ту или иную отрасль, в зависимости от наличия на его территории крупного профильного работодателя (авиакосмическая, нанотехнологическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая, медикобиологическая, металлургическая, горнодобывающая и др., - всего 11 отраслей). В конкурсе проектов субъект участвует вместе с работодателем, с которым он заключает соглашение, и заявляет, что в результате совместной работы будет достигнут ряд измеримых результатов, таких, например: как увеличение числа трудоустроенных по специальности выпускников (см. индикаторы Задачи №2). Среди основных критериев предоставления субсидии:

  • наличие налаженных связей с работодателями;
  • состояние системы профобразования в субъекте;
  • готовность работодателя ко встречным инвестициям.

По результатам конкурса, участие в котором вместе с субъектами РФ приняли мощные предприятия (Газпром, Роснефть, Северсталь, «Объединенная авиационная компания», «Норильский Никель» и др.), изначально предполагаемый перечень регионов победителей из 11 был расширен до 31.

Запуск и реализация проектов несет прямую выгоду всем участникам процесса:

  • работодатель получает готовых рабочих нужной квалификации без необходимости их «доводки», которая в настоящее время занимает в среднем 1 год;
  • учебные заведения получают финансовую поддержку и возможности развития образовательного процесса, модернизации материальной базы:
  • учащийся получает гарантированное трудоустройство и довольно высокую квалификацию, что напрямую влияет на заработок.

Развитие объединений образовательных учреждений профессионального образования кластерного типа на базе вузов

В случае, когда та или иная отрасль не является профильной для определенного региона, но одинаково и равномерно востребована на всей территории страны, соответствующие НПО и СПО объединяются в кластеры, возглавляемые ведущим образовательным учреждением, «сильным» вузом. Среди таковых – строительство, машиностроение, сервис и туризм. В данном случае финансирование выделяется по конкурсу ведущему образовательному учреждению, задача которого:

  • взаимодействовать с работодателями;
  • взаимодействовать с профильными образовательными учреждениями и создавать вместе с ними единый образовательный кластер;
  • разрабатывать, развивать и распространять образовательные методики.

Сочетание «кластерного» и «отраслевого» механизмов позволят создать разветвленный пул образовательных учреждений и ресурсных центров для эффективного распространения современных образовательных программ и четкого адресного обеспечения современной российской экономики востребованными высококвалифицированными кадрами.

Особенности субсидирования

Всего в течение трех лет на развитие образования в регионах из бюджета программы в качестве субсидий должны быть направлены около 9,5 млрд. рублей. Среди основных направлений финансирования:

  • внедрение новых образовательных методик;
  • модернизация образовательных учреждений.

Важно, что, в отличие от прошлых лет, средства, выделяемые субъектам РФ на их проекты развития образования, будут тратиться по усмотрению самих регионов. Жестко контролироваться будут лишь результаты реализации проектов, в том числе промежуточные. В случае, если прогнозируемых результатов на каком-то этапе достигнуть не удастся, будут применяться ограничительные меры: уменьшение или прекращение финансирования и даже отзыв перечисленных средств.

Ключевым фактором субсидирования регионального развития образования является софинансирование со стороны самих субъектов (которое даже превышает объемы, вкладываемые федеральным центром), а также инвестиции из внебюджетных источников: коммерческие предприятия в значительной степени заинтересованы в реализации мероприятий ФЦПРО, особенно в части профобразования.

Оценка качества (Задача 3)

Важным элементом системы оценки качества станет создание на всех образовательных уровнях единой информационной системы. Она не только свяжет весь массив образовательных учреждений, начиная от детских садов, с Министерством образования и науки, но интегрирует также органы управления субъектов (в том числе – региональные и муниципальные) с федеральным центром.

Созданная система будет иметь следующий функционал:

  • восполнение лакун управленческой вертикали;
  • «горизонтальное» общение образовательных учреждений: обмен опытом, трансфер методик и технологий;
  • централизованный сбор данных;
  • обратная связь;
  • увязка различных сервисов (например, центров сертификации и пр.).

Система будет представлять собой совокупность информационных платформ, размещенных в детских садах, школах, вузах и т.д., взаимосвязанных между собой и предоставляющих данные в центр обработки данных.

Данная система будет, например, отслеживать поступление выпускников школ в вузы, контролировать наличие того или иного теста, соответствие результатов, формировать статистику поступлений школьников в вузы в соответствии с набранными баллами ЕГЭ, а также оценивать процент трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Помимо этого она будет фиксировать материальное состояние школ, детских садов и вузов: санитарные условия, уровень комфорта и оснащенности.  

Массив полученных сведений позволит повысить качество прогнозов и, соответственно, управляемость системой образования в целом.

Отдельным направлением оценки качества образования можно считать внедрение системы оценки качества на всех уровнях системы образования. Это не обязательно будет формат тестов, как единый государственный экзамен, но оценка качества будет проводиться и для дошкольного и для дополнительного образования.

В части оценки качества профессионального образования будет создана сеть центров сертификации профессиональных квалификаций, в которых совместно с работодателями по приоритетным отраслям экономики будут разработаны и внедрены новые методики и системы, позволяющие оценить и скорректировать процессы и программы обучения и подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.

Данные проекты будут выполняться совместно с проектами по созданию образовательных кластеров системы профессионального образования и модернизации систем профессионального образования субъектов РФ.

Справочно

Цель ФЦПРО 2011 – 2015

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачи программы ФЦПРО 2010 - 2015

  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Полная информация о программе ФЦПРО 2011 – 2015, включая перечень задач и мероприятий, а также ход из реализации, доступна на сайте http://www.fcpro.ru/.

Новое на сайте

Голосуем!

Помогает ли школа определиться с будущей профессией?

Голосовать
Просмотреть результаты

Точка зрения

Предложите собственный вариант ответа или просто выскажите свою точку зрения по теме голосования.

Высказаться    Все мнения


Яндекс.Метрика

 
На главную Карта сайта Пишите нам
 

© 2006-2011 Агентство гуманитарных технологий
© Дизайн, реализация и сопровождение: ООО "Бимоби"
© Технологическая платформа: Bemobi